Глинка Федор Николаевич

Глинка Федор НиколаевичГлинка Федор Николаевич (1786-1880) -  (8[19].06.1786—11[23].02.1880), поэт, публицист, прозаик. Родился в имении Сутоки Смоленской губ. Дворянский род Глинки берет начало от вотчинника смоленского воеводства, шляхтича, принявшего Православие, Виктора-Владислава Глинки. Отец Глинки, Николай Ильич, отставной капитан, находясь при гр. П. А. Румянцеве-Задунайском ординарцем, отличился в Кагульском сражении. Вместе с женой, Анной Яковлевной (урожд. Каховской), владел небольшим имением Сутоки Духовщинского у. Смоленской губ. Екатерина Великая во время путешествия по тем местам в 1780 гостила у него и была поражена 104-летним прадедом поэта, который был так здоров, что мог ездить верхом и стрелять дичь. Императрица тогда же записала двух братьев Глинки, Сергея и Николая, в Сухопутный кадетский корпус, в котором впоследствии учился и Федор.
С 1798 по 1803 обучается в Петербургском 1-м кадетском корпусе, где огромное влияние на него оказал учитель Закона Божия о. Михаил (впоследствии митрополит Петербургский), способствовавший укреплению его религиозных чувств, стремлению жить по христианским заповедям. Он вспоминал, что, покидая корпус, поклялся «говорить всегда правду». Молодой прапорщик Апшеронского пехотного полка привлек внимание прославленного суворовского генерала М. А. Милорадовича. В 1805—06, в качестве адъютанта Милорадовича, участвует в военной кампании против Наполеона, чуть не погибает в битве при Браунау, ходит в штыковые атаки в Аустерлицком сражении. Эти события он описал в «Письмах русского офицера о Польше, австрийских владениях и Венгрии с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг.» (1808), ставших его литературным дебютом.
Выйдя в отставку по болезни и поселившись в Сутоках, Глинка приводит в порядок записи военной поры, пишет стихи. Первое стихотворение «Глас патриота», опубликованное в «Русском вестнике», посвящает М. В. Ломоносову. С серьезностью относясь к научным изысканиям, участвует в работе высочайше утвержденного Общества истории и древностей российских. Для изучения народного быта и нравов путешествует по Смоленской, Тверской, Московской губерниям, совершает поездки по Волге, по Киевской и Черниговской губерниям.
Весть о вторжении наполеоновских полчищ в Россию застала Глинку в родовом смоленском имении. По вызову Милорадовича он с отступающими войсками доходит до Бородина и принимает участие в сражении. Глинка участвовал во всех боевых действиях наступающей армии, полковником дошел до Парижа, был награжден русскими и иностранными орденами за боевые заслуги, золотым оружием за храбрость.
После войны Глинку, переведенного в лейб-гвардии Измайловский полк, захватывает водоворот общественной жизни северной столицы. Он входит в члены Военного общества, возглавляет «Военный журнал», председательствует в Вольном обществе любителей российской словесности, издает частями «Письма русского офицера…» (1815—16), ставшие одним из ярчайших памятников отечественной военной мемуаристики об эпохе наполеоновских войн 1805—06 и 1812—15. Одна из основных идей этой книги — сохранение «коренных добродетелей» русского народа, не затронутых «наносными пороками». Пишет книги для народа — «Подарок русскому солдату», «Лука да Марья» (1818).
В 1819 Глинка «с ведения и по повелению Государя Императора, употребляем был для производства исследований по предметам, заключающим в себе важность и тайну», стал заведовать личной канцелярией гр. М. А. Милорадовича, военного губернатора Петербурга. К этому времени Глинка был уже членом масонской ложи «Избранного Михаила», вступает в Союз спасения, а затем в Союз благоденствия. Но известно, что в н. 1820 на совещании Коренной управы Союза благоденствия Глинка доказывал, что «в России не может существовать никакого правления, кроме монархического». Видя радикализацию взглядов заговорщиков, порвал с ними связи и вышел из масонской ложи. О готовившемся восстании 1825 Глинка знал, но никакого участия в нем не принял, убеждая заговорщиков «не делать никаких насилий». После ареста имп. Николай I сказал поэту: «Глинка, ты совершенно чист, но все-таки тебе надо окончательно очиститься». Существуют сведения, что раненый генерал Милорадович просил императора помиловать Глинку. Со снятием двух чинов Глинка был направлен на гражданскую службу в Петрозаводск Олонецкой губ.
Именно там, занимаясь канцелярской работой советника губернского правления, Глинка создает свои важнейшие произведения: переводит на русский язык карело-финский эпос «Калевала», пишет поэмы «Дева карельских лесов» и «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой». А. С. Пушкин, содействовавший публикации «Карелии…» в Петербурге отдельным изданием (1830), писал в «Литературной газете»: «Изо всех наших поэтов Ф. Н. Глинка, может быть, самый оригинальный… Небрежность рифм и слога, обороты то смелые, то прозаические, простота, соединенная с изысканностью, какая-то вялость и в то же время энергичная пылкость, поэтическое добродушие, теплота чувств, однообразие мыслей и свежесть живописи, иногда мелочной, — все дает особенную печать его произведениям…»
Годы ссылки благотворно повлияли на поэта, будто «переродилось все во мне», — записал он в стихотворении той поры.
В 1830 Глинка, все еще опальный, поселяется в Твери, где его навещают А. С. Пушкин с кн. П. А. Вяземским; занимается географическими и археологическими исследованиями. За работу «О древностях в Тверской Карелии» получает премию Географического общества.
В становлении Глинки-поэта большую роль сыграло сближение с литературно-философским кружком С. Е. Раича, среди воспитанников которого были многие «любомудры», а в дальнейшем с С. П. Шевыревым и с редакцией «Москвитянина», в котором он опубликовал лучшие свои поздние стихи. Особенно характерно в этом отношении его стихотворное послание Ф. И. Тютчеву, бывшему воспитанником С. Е. Раича, и ответ Тютчева в письме от 16 февр. 1850: «Вы из малого, малого числа весьма зрячих и разумеющих», — пишет Тютчев, поясняя далее: «Не на Западе — поверьте мне — в этот горький, противный век истинно встретишь совершенное непонимание — а здесь, в так называемом кругу нашего отечественного общества. На Западе, — слишком поздно, может быть, для его спасения — но не поздно для истины — найдутся многие самостоятельные умы, которые, вопреки вековым предрассудкам, — не откажут в сочувствии к русской мысли — но для русских, охмелевших на чужом пиру, она недоступнее, чем для кого-либо». Ф. Тютчев, как известно, находил понимание лишь в узком кругу своих друзей-славянофилов, среди которых был и Глинка. В своей религиозно-философской поэзии С. П. Шевырев, А. С. Хомяков и Ф. И. Тютчев были последователями духовной поэзии Глинки. Обычно принято считать, что смысл духовной поэзии Глинки в том, что «декабристы использовали “Священное Писание” в целях политической агитации» (В. Г. Базанов). «Элегические псалмы» Глинки — «К Богу правды», «Горе и благодать», «Картина иудейских нравов», «Гнев Господа на нечестивых», «Плач плененных иудеев», «Глас Бога избранному Его», публиковавшиеся в 1823—25 в «Соревнователе просвещения и благотворения» и вышедшие в 1826 отдельным изданием «Опыты священной поэзии», имели определенное гражданское звучание, но оставались при этом именно духовной поэзией. Религиозные мотивы становятся центральными в поэзии Глинки 30—40-х. Подлинными шедеврами русской духовной лирики стали его стихи «Искание Бога», «Глас к Господу», «Ангел», «Молитва и чаяние», «Молись душа».
В 1840-е Глинка пишет поэму «Таинственная капля», в основе которой апокрифическое сказание о разбойнике, распятом на кресте вместе со Спасителем. Огромной популярностью в патриотических кругах пользовалось стихотворение Глинки «Москва» (1840): «Город чудный, город древний, / Ты вместил в свои концы / И посады и деревни, / И палаты и дворцы!». Во время Крымской войны Глинка прославился стихами «Ура!» и «Голос Кронштадту». Его романсы «Вот мчится тройка удалая…», «Не слышно шуму городского…» принадлежат к числу классических.
Уйдя со службы в 1835, Глинка жил вместе с женой Авдотьей Петровной (урожд. Голенищевой-Кутузовой), с которой «почти всегда и везде был неразлучен», сначала в Орле и Москве, с 1853 — в Петербурге, а с 1856 до конца дней — в Твери. Авдотья Петровна тоже была достаточно известна как поэтесса, прозаик, переводчик (см.: Глинка А. П.)
К 1875 Глинка почти совсем отошел от литературы, признаваясь, что его поэтические силы иссякли. В поздних письмах к М. П. Погодину он жалуется на «век безверия», обличает западников, социалистов в гибели России, с грустью восклицая в одном из последних стихотворений: «Летать по высям нет уж силы, / А ползать не хочу!»
Скончался Глинка в Твери, дожив до глубокой старости, и был похоронен в Жёлтиковом монастыре рядом со своей женой А. П. Глинка. Хоронили его с воинскими почестями как героя Отечественной войны, автора знаменитых «Записок офицера…»
Соч.: Избранные произведения. Л., 1957 (Б-ка поэта. Большая серия); Поэты тютчевской поры. М., 1982; Письма русского офицера. Проза. Публицистика. Поэзия. Статьи. Письма. М., 1986; Письма к другу. М., 1990.
Лит.: Базанов В. Г. Поэтическое наследие Ф. Глинки (10—30-е гг. XIX в.). Петрозаводск, 1950; Карпец В. И. Федор Глинка. М., 1983; Он же. Ф. Глинка // Герои 1812 г. М., 1987 (серия «ЖЗЛ»).
С. Маршков

 

 

 
Hosted by uCoz