Навроцкий Александр Александрович

Навроцкий Александр АлександровичНавроцкий Александр Александрович (1839-1914)-

 (1[13].03.1839—28.05[10.06].1914), писатель. Родился в Петербурге. Служил по военно-судебному ведомству. В 1891 вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. Литературный дебют Навроцкого — светский роман «Семейство Тарских» (1869). С н. 70-х выступал как поэт и драматург (драматические хроники «Стенька Разин», 1871; «Царевна Софья», 1874; стихотворение «Утес Стеньки Разина», 1870; и др.).
С 1879 — издатель и редактор православно-монархического журнала «Русская речь», привлек к сотрудничеству таких писателей и публицистов, как А. Д. Градовский, И. А. Гончаров, Н. Я. Данилевский, А. В. Круглов, Е. Л. Марков. Сам Навроцкий выступал здесь с многочисленными статьями, стихотворениями и историческими драмами в стихах: «Последняя Русь» (1879, № 2), «Крещение Литвы» (1879, № 9), «Иезуиты в Литве» (1880, № 9). В публицистических статьях («Современные этюды». 1880. № 3—6; «Внутреннее обозрение». 1881. № 4; «Самодержавие и конституционализм». 1881. № 6) рассматривал острые вопросы текущей жизни. Утверждая, что русский царь неразрывно связан с народом (связь эту пытается разорвать бюрократия) и что непременным элементом общественной жизни является «предание» (вера и традиции предыдущих поколений), он подверг резкой критике общественные увлечения эпохи реформ (атеизм, нигилизм, меркантилизм), в ходе которых «мы промотали ту нравственную энергию и силу, которые преемственно получили от предков». (1880. № 3). Критикуя в то же время и ряд элементов современного государственного устройства (всевластие чиновничества, «классическая» реформа образования и т. д.), Навроцкий призывал к «мелкой, постепенной работе», к «борьбе на нелегальном поле», считая, что в «основу всех предстоящих реформ должна лечь реформа человека», а для этого необходимы «полная свобода совести, привлечение частной энергии к поднятию нравственного идеала, к идейной борьбе с развившимся злом, строгая экономия и возможно широкое участие представителей народа в разрешении различных вопросов государственной и общественной жизни» (1881, № 4).
Стихи Навроцкого собраны в сб. «Картины минувшего» (СПб., 1881; на кн. был наложен арест, вышла после перепечатки ряда страниц), «Светочи Русской земли» (СПб., 1896), «Сказания минувшего» (кн. 1—3, СПб., 1896—1902), «По Волге. Волжские былины и сказки в стихах» (СПб., 1903); они печатались также в журналах «Русский вестник» (1903—04), «Мирный труд» (1905, 1907), «Светоч» (1910).
Навроцкий считал, что «великие основы русского государства: самодержавие, православие, народность — не суть пустые звуки. Они существуют. На них зиждется и стоит русское государство».
С 1903 Навроцкий член «Русского собрания». С 1900 — член Литературно-художественного общества. Продолжал писать исторические драмы: «Дарья Осокина, купеческая дочь» (СПб., 1904), «Осада Ростова» («Русский вестник», 1906, № 5, 6), «Лихолетье» (СПб., 1910), «Артемий Петрович Волынский» (СПб., 1910) и др. На сцене Народного дома в Петербурге с 1900 с течение нескольких лет шла «драматическая быль» «Иван Разбойник, или Грехам не съесть, пока совесть есть». За трагедию в стихах «Государь-царь Иоанн III Васильевич» Навроцкий был удостоен в 1901 почетного отзыва при присуждении АН Пушкинской премии.

Ист.: Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. Т. 4. М., 1999.

 

 

 
Hosted by uCoz