Навроцкий Александр Александрович
(1839-1914)-
(1[13].03.1839—28.05[10.06].1914),
писатель. Родился в Петербурге. Служил по
военно-судебному ведомству. В 1891 вышел в отставку
в чине генерал-лейтенанта. Литературный дебют
Навроцкого — светский роман «Семейство Тарских»
(1869). С н. 70-х выступал как поэт и драматург
(драматические хроники «Стенька Разин», 1871;
«Царевна Софья», 1874; стихотворение «Утес Стеньки
Разина», 1870; и др.).
С 1879 — издатель и редактор
православно-монархического журнала «Русская речь»,
привлек к сотрудничеству таких писателей и
публицистов, как А. Д. Градовский, И. А. Гончаров,
Н. Я. Данилевский, А. В. Круглов, Е. Л. Марков. Сам
Навроцкий выступал здесь с многочисленными статьями,
стихотворениями и историческими драмами в стихах:
«Последняя Русь» (1879, № 2), «Крещение Литвы»
(1879, № 9), «Иезуиты в Литве» (1880, № 9). В
публицистических статьях («Современные этюды». 1880.
№ 3—6; «Внутреннее обозрение». 1881. № 4;
«Самодержавие и конституционализм». 1881. № 6)
рассматривал острые вопросы текущей жизни.
Утверждая, что русский царь неразрывно связан с
народом (связь эту пытается разорвать бюрократия) и
что непременным элементом общественной жизни
является «предание» (вера и традиции предыдущих
поколений), он подверг резкой критике общественные
увлечения эпохи реформ (атеизм, нигилизм,
меркантилизм), в ходе которых «мы промотали ту
нравственную энергию и силу, которые преемственно
получили от предков». (1880. № 3). Критикуя в то же
время и ряд элементов современного государственного
устройства (всевластие чиновничества, «классическая»
реформа образования и т. д.), Навроцкий призывал к
«мелкой, постепенной работе», к «борьбе на
нелегальном поле», считая, что в «основу всех
предстоящих реформ должна лечь реформа человека», а
для этого необходимы «полная свобода совести,
привлечение частной энергии к поднятию нравственного
идеала, к идейной борьбе с развившимся злом, строгая
экономия и возможно широкое участие представителей
народа в разрешении различных вопросов
государственной и общественной жизни» (1881, № 4).
Стихи Навроцкого собраны в сб. «Картины минувшего»
(СПб., 1881; на кн. был наложен арест, вышла после
перепечатки ряда страниц), «Светочи Русской земли»
(СПб., 1896), «Сказания минувшего» (кн. 1—3, СПб.,
1896—1902), «По Волге. Волжские былины и сказки в
стихах» (СПб., 1903); они печатались также в
журналах «Русский вестник» (1903—04), «Мирный труд»
(1905, 1907), «Светоч» (1910).
Навроцкий считал, что «великие основы русского
государства: самодержавие, православие, народность —
не суть пустые звуки. Они существуют. На них
зиждется и стоит русское государство».
С 1903 Навроцкий член «Русского собрания». С 1900 —
член Литературно-художественного общества. Продолжал
писать исторические драмы: «Дарья Осокина,
купеческая дочь» (СПб., 1904), «Осада Ростова»
(«Русский вестник», 1906, № 5, 6), «Лихолетье»
(СПб., 1910), «Артемий Петрович Волынский» (СПб.,
1910) и др. На сцене Народного дома в Петербурге с
1900 с течение нескольких лет шла «драматическая
быль» «Иван Разбойник, или Грехам не съесть, пока
совесть есть». За трагедию в стихах «Государь-царь
Иоанн III Васильевич» Навроцкий был удостоен в 1901
почетного отзыва при присуждении АН Пушкинской
премии.
Ист.: Русские писатели 1800—1917. Биографический
словарь. Т. 4. М., 1999. |