От составителя.
Поэзии сынам твоим знакомы воды!
П. А. Вяземский.
Строчки известного поэта пушкинской плеяды, вынесенные в
эпиграф, не единственное в русской литературе признание в
любви великой реке. "Вода - зеркало красоты, вечно
созидающейся в нашей неистощимой, неисчерпаемой Вселенной. И
слава той стране, которая нашла для своего лика могучую
реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду
величайших прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть
Волга", -пишет представитель другой литературной эпохи1
Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое
место. Связи Волги с русским народом, его историей и
культурой отражены в творчестве многих писателей, для
некоторых из них эта тема автобиографична. В XX веке тема водной стихи поднималась не однократно, например у Мережковского Д.С. В работе же
предпринята попытка составления соответствующей поэтической
антологии XIX века.
В настоящее время существует несколько определений
понятия "антология", но все они близки по сути2
Остановимся на одном из определений: "Антология (греч.
anthologia , букв. - собрание цветов) -название сборников,
содержащих избранные стихи, изречения, отрывки из
произведений разных авторов или же представляющих литературу
определенного народа, периода, литературного течения и т. п.
Получила распространение с древнейших времен в странах
Востока. Составителем первой греческой антологии считают
поэта Мелеагра (60 г. до н. э.). В древнерусской литературе
широко бытовали рукописные антологии (т. н. "изборники"). В
начале 19 века в России антологиями назывались лишь сборники
античной поэзии, а антологическими - стихи, написанные на
мотивы и в манере античных авторов"3
Добавим к этому, что "критерием отбора, основным
признаком, по которому составляются антологии, является
тема. Для каждого подробного сборника характерна своя
определенная тема, при этом неважно, лучшее это произведение
автора или нет, законченное, незаконченное или только
набросок... Тема работы автора должна соответствовать теме
сборника".4
Текстологический принцип, взятый за основу построения
нашей антологии, - хронологический. С современной точки
зрения он наиболее научно обоснованный и удобный для
читателя.5
Избранный временной период - конец 18 - начало 20 в. (до
1917 г.). Первооткрывателями волжской темы в поэзии, как
известно, принято считать Н. М. Карамзина ("Волга", 1793) и
И. И. Дмитриева ("К Волге", 1794).6
Однако нас интересовали стихи не только
классиков, поэтов, так сказать, первого ряда, но и
произведения малоизвестных литераторов, книги которых после
революции не переиздавались (А. А. Коринфский, А. А.
Навроцкий, Н. Н. Мансырев и др.). Нижняя граница временного
отрезка связана не только с невозможностью охватить в
небольшом сборнике весь материал, но и с тем, что
послеоктябрьская литература - это литература другой,
советской эпохи и нуждается в своей антологии.
Стихи и отрывки из поэм взяты, в основном, из книг серии
"Библиотека поэта", а также ряд произведений печатается по
журнальным источникам ("Москвитянин", "Волжский прибой" и
др.)
Краткие затекстовые примечания призваны дать самые общие
сведения как о самих авторах, так и об их связях с Волгой.
Более подробно изложены биографии малоизвестных поэтов.
Итак, как было сказано, волжская тема в поэзии заявила о
себе только в конце 18 века, но и в фольклоре она
развивалась задолго до этого. Широко известны такие народные
песни, как "Ах ты, Волга ли, Волга-матушка", "Волга,
реченька глубока", "Вниз по матушке по Волге", "Волга, моя
матушка" и др. Из поколения в поколение передавались
волжские легенды, были, сказания, предания. Эта фольклорная
традиция привлекла к себе внимание многих поэтов прошлого
века. Существует большое количество стилизованных под
фольклор произведений у А. А. Шаховского, Н. Н. Мансырева,
Скитальца, А. В. Ширяевца. Некоторые стихи поэтов стали
народными песнями: "Меж крутых бережков..." М. И. Ожегова,
"Из-за острова на стрежень..." Д. Н. Садовникова, "Далеко,
далеко степь за Волгу ушла..." У. П. Розенгейма, "Дубинушка"
Л. Н, Трефолева, "Утес Стеньки Разина" А. А. Навроцкого.
"Откуда бы взяла свою единственную силу наша разливная
народная песня, если бы не было у нас Волги, в дополнение к
нашим утробным земным просторам? Откуда бы взяла свое
разливное серебро наша русская речь, самый полнозвучный из
языков, если бы Волга не пролилась в эту речь своим вольным
многоводьем по руслу боевых наших, вечно ищущих, вечно
жаждущих столетий?"7
У каждого поэта тема. Волги решается своеобразно,
неповторимо. И тем не менее представляется возможным найти и
нечто общее, родственное в восприятии и отражении великой
реки.
"Воспоенные" Волгой симбиряне Н. М. Карамзин и И. И.
Дмитриев слагают в ее честь гимны, тем самым пытаясь
возвеличить "на слабой лире" "священнейшую в мире реку",
"...в искренних стихах смиренну дань оставить". "Едва ли не
главная заслуга Карамзина-пейзажиста в осознании глубинной
поэтичности самой природы как предмета созерцания и
источника вдохновения. Слова "Природа", "Натура" пишутся у
Карамзина с прописной буквы: в его творчестве впервые
создается культ природы как таковой".8
В подтверждение можно привести слова самого Карамзина:
"Человечество и Натура суть два великие предмета Поэзии. Тот
единственно может быть поэтом, кто взором своим проницает в
Человечество и в Натуру глубже, нежели другие".9
Иные смыслы приобретает Волга в эпоху романтизма в
творчестве К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова
и др. Их пейзажи, где Волга выступает символом России, можно
условно назвать "патриотическими". Очень часто их стихи
строятся на антитезе "родина - чужбина", что дает
возможность ярче, эмоциональнее выразить любовь к родной
стране и прекрасной реке. Тема Волги у них неразрывно
связана с темой Родины.
Непревзойденный певец водной стихии, ее освежительного
воздействия на человека, симбирянин Н. М. Языков особенно
любил Волгу. Ей он посвятил наибольшее из всех крупных
русских лириков количество стихотворений.10
Кипучему дару Языкова дорог образ взволнованной, брызжущей,
потрясенной стихии. Он может считаться основоположником той
линии в развитии национального пейзажа, которая подчеркивает
не скромную, смиренную прелесть русской природы, а ее гордый
простор, яркость, пышность, величавость ("Моя родина",
"Чужбина", "Родина").
А. С. Пушкин, побывавший на Волге в 1833 году, "Песнями о
Степане Разине" продолжает песенную традицию и в то же время
акцентирует внимание на широко распространенном в фольклоре
образе волжского атамана - легендарном Степане Разине. Ведь
Разин и Волга представляют некое единство, их невозможно
развести. Атаман Разин будет назван и сыном матушки-Волги, и
ее женихом, а его грозный, удалой, широкий нрав сродни
буйному характеру реки. В стихах о Разине Волга зачастую
одушевляется, вступая в диалог с народным героем. Следует
отметить также, что известные из народного творчества сюжеты
о Разине и полоненной персиянке, о Разинских разгулах другие
по-разному интерпретируются у А.С. Пушкина, А. В. Кольцова,
И. З. Сурикова, Д. Н. Садовникова, А. В, Ширяевца, А, А,
Навроцкого, Скитальца. Разинскую тему успешно продолжили
поэты 20 века.
В середине 19 века, благодаря поэтам
революционно-демократического лагеря, входит в русскую
поэзию мотив "трудовой" Волги, бурлачества. Здесь уже
романтическая традиция уступает место реалистической.
"Некрасов - создатель национального русского пейзажа как
законченной и всесторонне развитой художественной системы.
Тема "природа и труд", органичная для поэта, порой
передается с кольцовской бодростью, чаще же приобретает
трагическое звучание. Он противопоставляет "зрелище"
цветущей природы "позору" невежества, нищеты, бесправия. Эта
антитеза определяет образный строй многих его стихов, в том
числе 'Железной дороги", отрывка "На Волге" и др.'11
Волга-труженица, кормилица народная предстает в стихах
Л.Н. Трефолева, В. А. Гиляровского, Н. П. Огарева. Герои их
(чаще обобщенные образы русских людей) готовы покорно
выносить все страдания, выпавшие на их долю, а это можно
считать, пожалуй, национальной чертой русского характера.
Все мучения, многовековой гнет наиболее ярко проявились в
некрасовской песне-стоне (Волга! Волга!..)
В конце 19 века волжские легенды, сказы, предания
собирают и перекладывают в стихотворную форму такие поэты,
как Д. Н. Садовников ("На старой Волге". Симбирск, 1906), А.
А. Коринфский ("Волга. Сказания, картины и думы". М., 1903;
"Бывальщины". СПб., 1900), А. А. Навроцкий ("Сказания
минувшего". СПб., 1906).
Заметна и автобиографическая локализация темы. Волга
вдохновляла, давала "гусли звонкие" в руки многим поэтам,
родившимся на ее берегах (Скиталец, А. В. Ширяевец, С. Д.
Дрожжин, Н. Н. Гладков). У них река ассоциируется прежде
всего с малой родиной: родным селом, городом, родным домом.
Они замечают, как сильно изменилась родная Волга, глядя на
бегущие по ней пароходы, разрывается от боли сердце, кода
смотрят они на вырубленные по берегам леса, на "плевки
Горынычей стальных", на то, "как голубую телогрею Чернит без
устали мазут..." Уже здесь намечается выход к одной из самых
больных проблем современности -экологической.
И все же, как бы ни менялась в дальнейшем Волга, она не
перестанет быть для русского человека прекрасной,
величественной, загадочной. А для литераторов - источником
вдохновения. Так, наш недавний современник, поэт Н. Благов
писал:
И когда тебя втянет в простор этот синий,
И когда ты с рекою бессмертной, родной,
Только выдохнешь:
- Волга! -Только скажешь:
- Россия!-
Да умоешься вечно живою водой!
_______________________________________________
1. К. Бальмонт. Волга.// Бальмонт К.
Стозвучные песни. Сочинения. Верхне-волжcкое кн. изд-во,
1990. С.251.
2. Антология. // Тимофеев. Словарь
литературоведческих терминов. М., 1974. См. также Антология.
// Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 30.
или Антология. //Краткая литературная энциклопедия в 9 т. Т.
1. С.243. М., 1962.
3. Антология. //Лит. энциклопедич. словарь.
М., 1987. С. 30.
4. Основы текстологии. М., Изд-во Ак. наук
СССР, 1962. С. 391.
5. Основы текстологии. М., Изд-во Ак. наук
СССР, 1962. С. 158-159. Или Прохоров Н. П. Текстология. М.,
Высшая школа, 1966. С. 207.
6. Селиванов К. Литературные места
Ульяновской области. Саратов, 1969. С. 11-15. Так же
полагает Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной...
Система пейзажных образов в русской поэзии. М., Высшая
школа, 1990. С. 209.
7. Волга. // К.
Бальмонт. Стозвучные песни. Сочинения. Верхне-волжское кн.
изд-во, 1990. С. 251.
8. Эпштейн М. Н.
Природа, мир, тайник вселенной... У., 1990. С. 209.
9. Лотман Ю. М.
Сотворение Карамзина. М., 1987. С. 227-228.
10. Эпштейн М. Н.
Природа, мир, тайник вселенной. М., 1990. С. 215.
11. Там же, с.
224.
|